На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Работа

146 765 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Жодик
    Нужна работа в иран монтажник жбк и мк.Вахта в Иране АЭС...
  • анна ким
    подскажите нашли ли вы ответ на данный вопрос,такая же ситуацияКакая численность...
  • Яна Король
    Работа удалённая (из любого удобного места и любого города) ✅График свободный ✅БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ! ✅Мoжно совмещать с осно...Требуются информа...

Зарплата бюджетников: все выше и выше?

Уровень заработной платы во многом определяет психологический климат в обществе. Достойная оплата труда — лучшее средство социальной защиты, так как размер зарплаты не только определяет уровень жизни, но и влияет на размеры пенсий, стипендий, пособий. Сегодня много говорят о низкой оплате труда в бюджетных отраслях экономики — в образовании, здравоохранении, культуре, то есть там, где работодателем является государство.

 

Правительство РФ приступило к реформированию бюджетных отраслей, чтобы снизить расходы на их содержание. Делается ставка на то, что рыночные отношения кроме повышения эффективности и качества работы бюджетников позволят поднять оплату труда. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 — 2008 гг.) признается, что в сложившихся условиях низкий уровень заработной платы способствует сохранению экономически неэффективных рабочих мест, развитию бедности, ограничивает рост внутреннего потребительского спроса, не стимулирует внедрение эффективных и современных технологий.

 

Согласно статистике средняя начисленная зарплата в ноябре прошлого года составила по стране 7126 руб. Самые высокооплачиваемые рабочие места — на предприятиях по добыче и переработке природного и попутного газа (36 587 руб.), а самая маленькая зарплата — в сельском хозяйстве (3214 руб.). Вот такая получается вертикаль. Что касается бюджетников, то оплата их труда находится почти в самом низу этой вертикали, составляя в образовании 4231 руб., в здравоохранении — 4700 руб. и в сфере культуры и искусства — 4265 руб. Это почти половина того, что зарабатывает трудящийся, занятый в промышленности.

 

Сохраняющийся низкий уровень заработной платы толкает работника искать вторую, третью работу, а работодателя — долго ждать, когда к нему придет специалист и займет вакантное рабочее место с мизерной зарплатой.

 

А что в перспективе?

 

Правительство считает, что основой роста заработной платы в бюджетных отраслях должно стать повышение качества государственных услуг и реформирование бюджетной сферы. По мнению правительственных чиновников, рост оплаты труда в бюджетном секторе, сопровождающийся необходимыми структурными изменениями в данных отраслях, приведет к росту заработной платы в целом по стране и будет служить стимулом для изменения структуры занятости.

 

В Программе предусмотрено последовательное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума. Маленький шажок в этом направлении уже сделан. С 1 января 2005 г. МРОТ был увеличен с 600 до 720 руб. в месяц. С точки зрения логики вообще не должно быть расхождения между минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом. Стоит отметить, что Минфин России в прошедшем году предлагал отменить общероссийский МРОТ, передав полномочия устанавливать его регионам. Полномочия действительно частично перешли субъектам федерации: в настоящий момент регионы имеют возможность устанавливать свой МРОТ, но не ниже общероссийского.

 

Отменить МРОТ совсем нельзя по одной простой причине: от него выстраивается вся зарплата бюджетников.

 

Ставка первого разряда Единой тарифной сетки (ЕТС) не должна быть ниже МРОТ. Но повысить минимальный размер оплаты труда до прожиточного минимума федеральная власть пока не в состоянии. Это означало бы увеличение зарплат бюджетникам (учителям, врачам, работникам культуры и т. д.) в четыре раза. Таких денег в государстве нет.

 

Зато отдельные регионы могут позволить себе более высокие ставки. Ведь ЕТС по оплате труда сохранится только для федеральных бюджетников. А вот своим бюджетникам регионы и муниципалитеты будут теперь самостоятельно устанавливать размер заработной платы. Тут важно не наломать дров, ведь у каждого своя социально-экономическая и финансовая база. Необходимо делать это в форме социального партнерства с работниками, работодателями или их представителями, органами государственной власти, органами местного самоуправления и др.

 

Например, Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (МТК) приняла схему поэтапного приближения городского минимума оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения, устанавливаемого правительством Москвы. Намечено достигнуть цели в 2007 г., с 1 мая этого года предусмотрено выйти на уровень 3000 руб., а 1 октября — 3600 руб. Отметим, что в конце ушедшего года прожиточный минимум в Москве составлял 4165 руб.

 

Свое видение новой политики повышения доходов предложил мэр Москвы Ю. М. Лужков. Он наметил начать с решения задачи поднятия МРОТ до прожиточного минимума, рассчитанного совершенно по-новому — с учетом затрат на здоровье, образование детей, оплату жилья и коммунальных услуг. Такой прожиточный минимум должен быть в два раза выше нынешнего (а то и более), то есть составлять на сегодня в среднем по России около 5500 — 6000 руб. в месяц.

 

В Программе планируется повышение общего уровня оплаты труда в бюджетных отраслях к концу 2008 г. не менее чем на 40 %. Реформирование бюджетного сектора и рост оплаты труда, естественно, ставят вопрос о необходимости изменения структуры занятости и высвобождении работников.

 

Вместе с тем, возможности перехода работников, занятых сегодня в бюджетных отраслях, во внебюджетный сектор пока ограничены. Забота о занятости высвобождаемых работников бюджетной сферы потребует координации усилий и взаимодействия органов службы занятости населения, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, объединений работодателей на следующих направлениях.

 

В Программе предлагаются меры по развитию новых форм и методов оказания содействия занятости населения, в том числе в части опережающего обучения высвобождаемых работников. Также планируется одновременно обеспечить высвобождение работников бюджетной сферы и поддержку развития в регионах малого предпринимательства с целью организации собственного дела.

 

Сейчас бюджетное учреждение осуществляет финансирование по смете, в которой жестко расписано: сколько денег пойдет на зарплату, сколько на мебель и т. д. Пока действует Единая тарифная сетка, определяющая уровни заработной платы. В условиях рынка труда такая постановка вопроса сводит на нет стремление, например, директора школы или главного врача больницы повысить эффективность работы персонала. Им приходится идти на всевозможные ухищрения, порой незаконные, чтобы удержать ценные кадры.

 

А низкооплачиваемые учитель и врач, со своей стороны, вынужденно пытаются где-то подработать, чтобы свести концы с концами. Все это не способствует выполнению возложенных на данные учреждения функций: учить детей, чтобы они трудоустраивались по специальности, лечить людей, чтобы они жили долго, как в развитых странах.

 

По мнению специалистов, для решения данной проблемы потребуется переход учреждений на новую организационную форму, какой является некоммерческая организация. В 1996 г. был принят закон о таких организациях. Некоммерческой является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и т. п.

 

К примеру, преподаватели вуза берут у государства в аренду недвижимость (здания, оборудование и пр.) с тем, чтобы организовать высшее учебное заведение. Государство все равно остается учредителем вуза, нанимая для его функционирования рабочую силу. При этом коллектив должен исправно выплачивать арендную плату, оплачивать коммунальные услуги и, главное, выполнять государственный заказ по подготовке специалистов нужных профессий. Сверх этого заказа вуз может осуществлять дополнительные работы, но уже на коммерческой основе.

 

Такой принцип работы некоммерческой организации в бюджетной сфере позволит полностью отказаться от каких-либо централизованных сеток в оплате труда. При этом решение вопроса о размерах ставок будет зависеть от самого коллектива и индивидуальных взаимоотношений работника и работодателя. В таком случае можно будет укомплектовать учреждения квалифицированными кадрами, оптимизировать численность работников в бюджетных учреждениях, значительно повысить зарплату.

 

А пока придется подождать этих новаций и жить по принципу: не велика зарплата, но велика бережливость.

 

Владимир Лукьянов

http://www.zarplata.ru

наверх