В лабораторию известного физика Бора в Копенгагене пришел один американский ученый и, увидев над его столом подкову, очень удивился: «Неужели вы верите, что подкова приносит удачу, профессор? Вы же ученый…» — «Что вы, друг мой! Как можно верить в подобный вздор? Но мне говорили, что подкова приносит удачу независимо от того, верите вы в это или нет».
Ну а если серьезно, то очень многое в успехе на трудовом поприще зависит от того, как мы себя ощущаем на рабочем месте. Особенно сложно приходится новичкам, которым помимо трудностей вхождения в должность необходимо приспосабливаться и к новой среде обитания. Так как же освоиться на новом месте?
Конечно, вы можете возразить, перефразируя известную поговорку, что плохому работнику и компьютер мешает, что в процессе хождения на службу человек-«подлец» ко всему привыкает и т. д. Но почему возникает стойкое нежелание идти на службу, где само пребывание — уже каторга? Отчего буквально в первые же часы ударного труда появляются апатия, бесконечное ожидание конца рабочего дня с ежеминутным поглядыванием на часы? Хочется немедленно уйти в отпуск, уехать далеко-далеко, отключить мобильный и как можно дольше не возвращаться из поездки. Почему все это, если вы практически здоровы? Ведь в подобной депрессивной тоске пролетают годы, а с ними и вся наша жизнь! Не слишком ли расточительно мы к ней относимся? А ведь улучшить свое отношение к труду, сделать рабочее место комфортным вполне по силам. Тут многое зависит от вашего восприятия действительности. Знаю одну прекрасную народную артистку, которая может играть в любом месте, в любую погоду и даже в любом положении. «Вот это профессионализм!» — скажете вы. Просто эта замечательная женщина находится в ладу с самой собой: ей в любом одеянии удобно, любые слова роли понятны, и она может их сделать живыми в устах своей героини, что большая редкость в наше время. Мне доводилось видеть, как начинающие звездочки телесериалов закатывали концерты гримерам и ассистентам режиссеров из-за какой-то мелочи, на пустом месте. Скорее всего таких работничков Фабрики грез раздирает внутренний конфликт...
Прежде чем обвинять окружающие предметы или даже людей, спросите себя: а находитесь ли вы в гармонии с самим собой? Может, ваше недовольство офисом (станком, мастерской, предприятием, заводом) связано с тем, что вы считаете, будто способны на большее, нежели, к примеру, стоять в торговом зале и помогать посетителям выбирать товар? Кстати, последнее тоже большое искусство и редкость среди продавцов! И если на данном поприще вы не станете самым лучшим, что говорить о более серьезной работе? Одна моя сослуживица по производственной необходимости должна была освоить вождение автомобиля, но у нее это никак не получалось. Тогда она в сердцах пожаловалась инструктору, что ей мала тренировочная площадка. Однако после поездки по городским дорогам инспектора чуть было инфаркт миокарда не хватил. А сотрудница, придя на службу, начала двигать свой рабочий стол и швыряться папками для бумаг. На вежливые вопросы коллег об успехах в учебе она принималась топать ногами и кричать, что над ней все издеваются. Поэтому прежде всего хорошо подумайте: не является ли ваше недовольство местом службы скрытым недовольством самим собой? Что вас в себе не устраивает, чего вам не хватает, как говорят, для полного счастья, чтобы утром радостно идти на работу, а вечером с тем же чувством возвращаться домой? Может, стоит поразмышлять над тем, что у вас не получается или поискать лучшей доли, если вы считаете, что можете выполнять более сложные функции, чем те, которые на вас возложены в данный момент?
Посмотрим на проблему с другой стороны. Стремление к очередным высотам вполне понятно и даже похвально, но вместе с интересной и хорошо оплачиваемой работой новичок попадает в непривычную обстановку. Так, успешный топ-менеджер N перешел из российской фирмы в международную компанию. Профиль работы был практически одинаковым, да и знаний у специалиста было предостаточно. В результате N занял должность начальника отдела. Радости не было предела. N был уверен, что новая позиция предполагает наличие отдельного кабинета с дорогими письменными приборами, персональной машины с шофером, обедов в ресторане — в общем, всех тех благ, которые он видел в российской фирме. Но его ждало полное разочарование: его отдел, как и четыре(!) других, работали на одном открытом этаже. Его же, как начальника, от подчиненных отделяла лишь чисто символическая перегородка из пластика! Первое время от такой «откровенности» он чуть было не заболел. N стало казаться, что его не повысили, а понизили в должности, так как от непривычного, чуть ли не аквариумного минимализма международной компании, по его словам, он очень быстро уставал и тупел. А работы было столько, что мало не покажется! Что уж говорить о других привилегиях: автопарк международной компании был небольшим; никакого мало-мальски приемлемого буфета тоже не существовало, только крохотная кухонька на другом этаже…
Не секрет, что иностранные наниматели, несмотря на хорошую зарплату (уточним: по российским меркам) своих сотрудников, экономят буквально на всем: покупке или аренде помещения, представительских расходах, автотранспорте, телефонных номерах и т. д. Впрочем, ту же картину мы можем наблюдать за границей, где подобное скряжничество в порядке вещей. Действительно, зачем эти никому не нужные прибамбасы? Кстати, как-то автору данной статьи довелось побывать в вотчине Билла Гейтса в Редмонде (Вашингтон), где некоторые из сотрудников сами являются миллионерами. Никаких привилегий и вычурности: открытые общие помещения, зеленые лужайки, столовые как в обычном университете. Но дело даже не в простоте офиса, а в том, насколько новому человеку сложно перестраиваться, например безболезненно перейти из офиса с тихими отдельными кабинетами в гудящий общий зал. Причем сейчас наблюдается странная тенденция слепого копирования именно американского типа офисного помещения. Понятно, что это сделать проще, да и у руководителя все служащие как на ладони. Однако не только россиянам, но и всем европейцам трудно без личного пространства, которое у них заложено буквально на генетическом уровне. Обратила как-то внимание на то, что американцы в российском классическом офисе, уходя в отпуск, оставляли кабинеты открытыми, а вот русские закрывали свои «кельи» на ключ. Подобная замкнутость вызывала у иностранцев подозрительное чувство готовящейся провокации или даже заговора. Казалось бы, все должно быть с точностью до наоборот: исторически у русских «все вокруг колхозное, все вокруг мое», американцы же — индивидуалисты. Приехавшего впервые в Россию штатовского специалиста больше всего поразило то, что мы запираем свои загородные дома. Он свои владения в США оставлял открытыми. Возможно, это связано с тем, что русские не привыкли относиться с таким трепетным уважением к чужой собственности, как американцы, не знаю.
Что и говорить, разница в восприятии всегда существовала и скорее всего будет существовать. Так стоит ли нашим бизнесменам без оглядки копировать заокеанские порядки, неприемлемые для российского менталитета? Один предприниматель как-то пожаловался мне, что после модернизации помещения (по принципу общего зала) в его компании резко упала производительность труда. Даже лучшие сотрудники в офисе после обеда стали плохо соображать.
Как бы там ни было, осваивать новое пространство необходимо. Если вас все устраивает, стоит внести нотку собственного присутствия, своей индивидуальности, чтобы вам легче было обживаться и входить в новый коллектив. Естественно, речь не идет о том, чтобы нести из дома семейные фотографии, самовар и сувениры из различных стран. Стоит первоначально приглядеться к тому, как здесь, на новом месте, принято. Вполне возможно, что столы сотрудников к концу рабочего дня остаются абсолютно чистыми. Помните, как учил Глеб Жеглов фронтовика Шарапова тому, что папки с делами нельзя оставлять на столе, потому что «враг не дремлет»? Определитесь, что и как вам надо разложить на рабочем месте для эффективного труда. Это нужно сделать исходя из следующего принципа: все необходимые бумаги должны лежать близко, а справочные книги и предметы — располагаться на расстоянии вытянутой руки. Как писал незабвенный Дейл Карнеги: «Освободите свой письменный стол от всех бумаг, кроме тех, что имеют непосредственное отношение к решаемой сейчас проблеме». Саму рабочую поверхность стола оставляйте незанятой. Сразу определите, где и какие документы будут лежать. Если вы еще полностью не определили круг своих должностных обязанностей, сделайте проще — разделите бумаги на срочные и на терпящие отлагательство. Сориентируйтесь по срокам. У моего коллеги именно так и было: он просто ставил число на папке и, ориентируясь на него, планировал свою деятельность.
Бывает в офисном фэн-шуй и такое, как писала Хелен Эксли: «Один служащий чувствовал себя угнетенным оттого, что в его письменном столе было только три ящика, а не четыре, как у его коллег. Он воспрянул духом, как только ему переменили стол». Не стоит также, изображая трудовой порыв, устраивать на столе беспорядок. Во-первых, сами ничего не сможете найти, будете тратить на поиски много времени. Во-вторых, как коллеги, так и руководство если даже и не сделают вам замечание, то уж точно плохо подумают о вашей работе. Распространенной ошибкой менеджеров по подбору персонала является следующее заблуждение: если человек опрятен внешне, то и трудиться он будет так же, и рабочее место его будет в полном порядке. Возникает ложный ассоциативный ряд. Однако может случиться, что милая опрятная дама совершенно не будет обращать внимание на захламленный и грязный туалетный столик. Или, наоборот, она с утра уберет квартиру, но при этом совершенно забудет о прическе и в неопрятном виде прибежит на службу. Для рабочего стола неуместны безделушки, не имеющие отношения к самому процессу. Исключение могут составлять вещи, настраивающие и даже мобилизующие человека на трудовой подвиг. У одного менеджера в офисе на столе всегда стоят фотографии всей семьи, включая предков. Он объясняет это тем, что когда у него нет желания работать, он смотрит на жену и детей и понимает, что если не будет трудиться, то им нечего будет есть. Если он что-то делает плохо, то ему стыдно перед родителями, а когда пытается кого-то обмануть, то перед дедушкой и бабушкой.
Несмотря на кажущуюся второстепенность, дизайн рабочего интерьера, да и просто расположение столов в кабинете оказывают влияние на качество труда. Офисный фэн-шуй уже не является каким-то новомодным учением, и многие мудрые руководители стараются придерживаться его требований. Например, они не ставят стул для подчиненных напротив себя, дабы не вызвать дух агрессии, и не сажают сотрудников лицом друг к другу, подсознательно поощряя их соперничество. Психологами также доказана неудовлетворительная работа сотрудников с незащищенной спиной, то есть когда позади человека постоянно ходят люди и не закрывают дверь. Стоит все-таки прислушаться к древней мудрости, только не надо впадать в другую крайность, сваливая результаты плохой работы на неправильное расположение вашей комнаты по сторонам света! А что касается таких раздражителей, как недостаточное освещение, незащищенный компьютер, раскаленные батареи или недостаток тепла и даже отсутствие салфеток, мыла и туалетной бумаги, так в ваших силах все исправить. Простой пример. Придя на новое место работы, менеджер торговой компании почувствовал, что он находится не в офисе, а буквально на семи ветрах. Оказалось, что на сквозняк жаловались давно и буквально все. Причем влиял он не только на качество работы, но и на количество больничных. На следующий день новичок принес рулон утеплителя для окон и за пятнадцать минут решил проблему, с которой носился весь отдел целых полгода! И позвольте автору статьи не согласиться с известным высказыванием Карла Маркса, взятым из предисловия к «К критике политической экономии», что бытие определяет сознание. Если вы уважаете себя и окружающих и искренне хотите эффективно и интересно работать, то всегда будете способны на действие. Вы просто не дадите бытовым мелочам и некомфортным условиям на рабочем месте одержать верх над вашей личностью.
Елена ИШУТИНА
Свежие комментарии