На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Работа

146 765 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Жодик
    Нужна работа в иран монтажник жбк и мк.Вахта в Иране АЭС...
  • анна ким
    подскажите нашли ли вы ответ на данный вопрос,такая же ситуацияКакая численность...
  • Яна Король
    Работа удалённая (из любого удобного места и любого города) ✅График свободный ✅БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ! ✅Мoжно совмещать с осно...Требуются информа...

Является ли кооператив сам по себе формой социализма?

 

МНЕ НРАВИТСЯ ЧИТАТЬ КОМ. НА ЭТОМ САЙТЕ ВСЕХТЕМ, СОЗДАННЫХ МНОЙ.

А, КАК ЭТО???Является ли кооператив сам по себе формой социализма? Shmuel Yerushalmi написал вчера в 18:11 3 оценок, 118 просмотров Обсудить (34) В последнее время в Израиле, под влиянием социальных протестов наблюдается определённое возрождение общественного интереса к идее кооперативов как решения социальных и экономических проблем общества.

Естественно, что сам факт проявления общественного интереса к коллективным формам собственности и ведения хозяйства должен радовать любого человека верящего в социализм и народовластие, но только-лишь с одной оговоркой: не каждый кооператив, не каждое коллективное хозяйство является социалистическим по своей сути. Зародившись во второй половине девятнадцатого-начале двадцатого столетий в рамках поиска альтернатив существующей капиталистической системе, в самом начале современное кооперативное движение таки да являлось прогрессивным явлением, заложившим основу идеям современного коллективизма. Но в виду того, что с самого первого дня значительная часть движений за кооперацию выступало за кооперативное (а по сути социалистическое) решение проблем в рамках существующей системы, а не вместо неё - очень скоро, если не все то почти все кооперативы сами превратились в обычные капиталистические предприятия, с той лишь разницей что кооператив принадлежит не одному хозяину, а группе хозяев - обладателей акций данного предприятия-кооператива. Будучи вынужденными, в рамках существующей системы работать с коммерческими (то-есть капиталистическими) банками - практически все кооперативы (кто раньше кто позже) начали использовать работу наёмных рабочих (которым естественно не предоставлялись привилегии и права имевшиеся у членов кооператива), а также стали работать ради обычной прибыли, так как коммерческому банку нужно было из чего-то возвращать долги. Сегодня по всему миру действуют тысячи кооперативов (по различным оценкам, на сегодняшний день в кооперативах различного типа объединено около одного миллиарда человек). Среди этих кооперативов имеются и кооперативы рабочих и служащих члены которых сами владеют предприятиями на которых они трудятся. Но для того что-бы понять, насколько большинство "рабочих" кооперативов в действительности являются рабочими и пекущимися об интересах рабочего класса - далеко ходить за примерами не надо. Приведу всего лишь два примера из истории нашей, израильской кооперации. Пример первый: Начиная с 1909-10 гг. двадцатого века среди сионистских поселенцев в Палестине получило распространение так называемое киббуцное движение, в рамках которого создавались коллективные сельхозпоселения (чуть позже часть из них стали сочетать сельское хозяйство с промышленностью) - основанные на совместном (то-есть кооперативном) ведении хозяйства. В конечном итоге было создано более 300 киббуцев. Но задаётся вопрос, стало ли киббуцное движение истинным примером социалистического хозяйства, истинной альтернативой существующей системе? Будучи созданным в рамках существующего строя и не ставя перед собой цели его замены на другой, более прогрессивный строй - рано или поздно киббуц должен был раствориться в окружающей капиталистической среде, потеряв своё первозданное лицо коммуны живущей по принципам коллективизма и социального равенства. Постепенно, под влиянием капитализма среди членов киббуцев начали развиваться собственические формы мышления. Многие киббуцники стали мыслить по-буржуазному; у них начали проявляться такие качества как: погоня за прибылью, корысть, брезгливое отношение к труду. В конечном итоге многие киббуцы стали нанимать наёмных рабочих и это окончательно уничтожило более-менее социалистический характер киббуцной формы ведения кооперативного хозяйства. Сегодня в киббуцах по всей территории Израиля работают тысячи наёмных рабочих (в основном израильские арабы и трудовые мигранты из стран Третьего Мира) занятые в сельском хозяйстве и на других тяжёлых работах которые ранее выполняли сами члены киббуцев. В результате этого большинство киббуцев превратились в обычные закрытые акционерные общества (то-есть капиталистические компании), в которых обладатели акций (другими словами коллективный владелец предприятия) эксплуатируют тяжёлый и низкооплачиваемый труд наёмной рабочей силы. Ну а второй пример, это пример автобусных кооперативов "Эгед" и "Дан". Будучи основанными сразу после образования Государства Израиль на базе объединения более мелких кооперативов отвечавших за работу общественного транспорта ещё в Палестине времен Британского Мандата - фактически с первого дня своего существования кооперативы Эгед и Дан были элитными предприятиями в которых полноправным членом кооператива мог быть только сотрудник купивший акцию. Чтобы недопустить свободного проникновения в кооператив слишком большого числа людей неприближённых к руководству, постоянно подымались цены на акции. В конце концов стать полноправным членом автобусного кооператива в Израиле стало дороже чем купить автомобиль. Результат - появление в Эгеде и Дане большого числа водителей автобусов являющихся наёмными работниками. Большинство же самих членов вышеупомянутых кооперативов уже давно не садятся за баранку автобуса, а вместо этого сидят на различных управленческих должностях в рамках своего кооператива. В связи со всем вышесказанным задаётся закономерный вопрос: противоречит ли сама идея кооператива социалистическим идеалам? Нет не противоречит, только естественно при условии что сами кооперативы будут по-настоящему социалистическими и не будут пытаться интегрироваться в существующую капиталистическую систему. Для достижения этой цели движению за кооперацию необходимо быть неразрывно связаным с идеями классовой борьбы и последовательно выступать за полное искоренение буржуазного (и классового в целом) общества. Одним из наилучших примеров социалистической кооперации в современную эпоху является пример сегодняшней Венесуэлы во главе с Уго Чавесом. С самого начала своего президентства президент Венесуэлы Уго Чавес провозгласивший политику построения социализма ХХI века в стране, занимается поощрением различных форм социалистического ведения хозяйства, среди которых и социалистический кооператив. Социалистические кооперативы в Венесуэле обычно создаются на базе части предприятий захваченных рабочими и перешедших в их собственность. В случае если сотрудники захватившие предприятие решают создать на его основе кооператив, они получают полную (включая финансовую) поддержку Государственного Банка Венесуэлы который был национализирован и полностью поставлен на службу миллионам венесуэльских трудящихся. В кооперативе венесуэльского типа его полноправными членами являются абсолютно все сотрудники кооперативного предприятия. Нет наёмных рабочих, все вопросы (включая размер зарплаты, объёмы производства, планирование доходов и расходов и т.д) решаются на общих собраниях путём совершенно открытых и демократических обсуждений и голосований. Часть кооперативов носят районный характер и кроме самого кооперативного предприятия, задействуют на территории определённого городского района или населённого пункта хозяйство по выращиванию овощей и фруктов, а так же районную поликлинику и учреждения культурно-спортивного досуга расположенные на территории района. Излишки своей продукции вышеупомянутые кооперативные предприятия реализуют на территории соседних районов по символическим ценам. И именно таким как в Венесуэле должен быть кооператив, для того что-бы не противоречить принципам социализма и иметь моральное право называться по-настоящему социиалистическим.

наверх