На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Работа

146 840 подписчиков

Риэлторская деятельность, что лучше лицензирование или саморегулирование? Какие последствия для клиентов.

Сегодня мы поговорим о том, кто и как регулирует деятельность агенств недвижимости.

Для этого мы пригласили эксперта Екатерину Владимировну Романенко
- И первый вопрос к Вам о котором хотелось поговорить: 
напомните вкратце историю, кажется до 2002 года было обязательным 
лицензирование риэлторской деятельности и после этого обязательное 
лицензирование отменили. Почему отменили, как рынок сейчас себя 
чувствует после этого, что изменилось принципиально? 


- Лицензирование риэлторской деятельности или агентской деятельности 
оно существовало 6 лет, с 1998 года по 2002. И лицензирование оно 
было государственным оно было достаточно формальным, то есть, 
компания, которая хотела получить лицензию, она должна была пройти 
обучение специалистов, она должна была предъявить определенные документы 
показать, что у нее есть офис с офисной техникой в собственности 
или в аренде и после этого она получала лицензию.

Потому что по жалобе клиента, если такая возникала лицензионная комиссия могла приехать, 
но проверяла она не жалобу, а проверяла она наличие санитарных 
и пожарных разрешений по офису, я с этим сталкивалась лично 
я видела как это происходит это было смешно и грустно потому 
что по сути в ситуации разбираться было некому.

И профессионалы рынка которые работали почти 10 лет на рынке они задумались над тем, чем заменить 
эту систему. Не потому что нам был так нужен государственный контроль, 
а потому что рынок он высококонкурентен и для того чтобы человек, 
клиент наш будущий, который приходит за услугами на этот рынок 
он могу на нем сориентироваться и определить, кто профессионал, 
а кто не профессионал, или, предположим, мошенник, вот чтобы отстроится от них 
чтобы определить, кто действительно достоин работать на этом рынке. 


Были придуманы специальные правила и в 2002 году в феврале 
Российская Гильдия Риэлторов она предложила национальный стандарт 
который был внесен в реестр национальных стандартов. Стандарт 
который определял качество риэлторской услуги. Компания должна быть 
застрахованной, ее профессиональная ответственность должна быть застрахована. 

- А на какую сумму страхуется ответственность? 
- Ну там в разное время были разные размеры этой суммы. Первоначально 
был предел 50 000 тысяч долларов в 2007 году он не повышен, но многие 
компании страхуются на большую сумму просто потому что сумма страховки не 
так велика, а спокойствие достаточно важно. 

- А в Санкт-Петербурге были такие страховые случаи? 
- Я не знаю, страховые компании этого не раскрывают, но я думаю, 
что выплат не было, потому что если возникала такая ситуация для компании 
которой было важно сохранить свою репутацию, они просто решали это иным способом. 
Договаривались, там что-то улаживали и вопрос этот снимался. 

- Вы только что очень интересную мысль сказали, что эта система саморегулирования 
отделить непрофессиональных участников рынка от профессиональных сертифицированных. 
Заработало это отделение или нет? 

- Оно заработало сейчас, как конкурентное преимущество для тех компаний, которые 
сертифицированы. Дело в том, что процесс происходит очень медленно и понимание 
в глазах клиентов, что есть компании, которые ответственно относятся 
к своему бизнесу и хотят работать долго и надежно и соответственно они должны 
к себе предъявлять какие-то требования, оно приходит не сразу. В 2002 году 
никто не спрашивал есть ли у вас сертификация, сейчас уже это важно. 

Во-вторых, есть орган досудебного разрешения споров, он может по-разному называться 
это может быть конфликтная комиссия, комиссия по защите прав потребителя, 
это может быть третейский суд. Но это некий орган, который в случае конфликта 
клиента и агенства недвижимости выступает как посредник для разрешения споров. 

Если он не сумел разрешить этот спор и клиент остался недовольным у него остается 
право обратиться в суд. Но практика показывает, что обращение клиентов на 95% 
или на 99% они разрешаются на этом уровне. Почему так происходит, 
наверное потому что рассматривают эти жалобы профессионалы. И они зачастую подходят 
более требовательно к своим коллегам чем подошел бы суд. 

- У меня еще такой момент, который очень интересует, вот коротко хорошо лицензирование 
или плохо? Государственное лицензирование риэлторской деятельности. 
Хорошо или плохо для агенства и хорошо или плохо для клиента? 
- Я хочу сказать, что хорошо, когда рынок регулируется. Если клиент жалуется, 
что ему не отдают аванс, а государство проверяет пожарную безопасность это некая несостыковка, 
которую нужно улаживать. 

- То есть мы говорим, о том, что само по себе государственное регулирование это 
не плохо, но остается вопрос в качестве этого регулирования. 
- Оно должно быть правильным. Если государство хочет сейчас вернуться к этой теме, 
значит нужно возможно сделать так, чтобы доступ на рынок профессионалов был 
отрегулирован. Чтобы нельзя было просто так прийти и заниматься риэлторской 
деятельностью. 

- Сейчас именно так и получается. 
- Да, мы стараемся сделать так, чтобы люди понимали, что надо идти в ту компанию, 
которая берет на себя дополнительные обязательства по качеству оказанных услуг. 
То есть, надо идти в компанию, которая состоит в профессиональном объединении. 
Не важно в объединение А или в объединение Б. У нас нету единого профессионального 
объединения для всех риэлторов. Так получилось. И закона о риэлторской деятельности 
тоже пока нет. 

- Вы знаете, какой еще интересует вопрос очень бытовой. Обратился человек в агенство 
недвижимости, заключил договор, внес аванс и дальше начинаются сложности. Что ему 
делать? Куда жаловаться, какие меры предпринимать, чтобы они были эффективными? 
И я так понимаю, что здесь, в рамках того, что Вы говорите имеет значение, состоит ли 
эта компания в какой-то ассоциации или не состоит. Или это вообще частный маклер. 

- Я бы разделила ситуацию на две. Скажем степень проблемы которая возникла у клиента 
у клиента может возникнуть недовольство качеством услуг, например, ему не отзваниваются
ему долго продают, ему кажется что продают не по той цене и т.д. Это проблема 
безусловно серьезная это вопрос качества услуг и нужно обращаться выше в организацию, 
написать письмо генеральному директору или менеджеру, если большая компания. 

- Если не помогает? 
- Если человек обратился в компанию, которая состоит в профессиональном объединении, 
обратиться в орган по разрешению споров. Написать туда жалобу, изложить это в письменном виде 
и подтвердить это документами. 

"Без специального закона о риэлторской деятельности добиться прозрачности рынка будет 
невозможно" - нотариус Алексей Комаров.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх